О том, сколько стоит ремонт одного цирка, почему укротитель тигров стал доверенным лицом Путина и почему наши шоу не участвуют во время открытия и закрытия Олимпиады, рассказал Эдгард Запашный.
— В 12 лет вы вышли на манеж, а в 36, победив в конкурсе, стали гендиректором крупнейшего в Европе Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. Вы сюда пришли всерьез и надолго? — У меня контракт с Министерством культуры на пять лет — предельно возможный срок. На меньший я бы не согласился — у меня нет задачи срубить легких денег и скрыться в Лондоне. Ну а дальше все будет зависеть от того, насколько я окажусь компетентен. Моими соперниками на конкурсе были бывшие директора Кемеровского и Новокузнецкого цирков. Но они никогда не работали в Большом Московском цирке даже в качестве артиста. С моим опытом циркового артиста гораздо легче создавать условия для тех, кто выходит на манеж. Я знаю, что такое хорошо и плохо, комфортно или некомфортно. И я никогда не был бюрократом.
— В 1991-м ваш отец Вальтер Запашный вместе с семьей и всеми своими тиграми и львами уехал в Китай. У нас в те годы не было мяса не то что для хищников, но и для людей, а китайцы предложили контракт. Этот опыт выживания в Китае помог вам стать успешными в России? — Там мы скорее действительно только выживали. Когда вернулись в Россию, мне было 20. Как сейчас помню — программа Вальтера Запашного приезжает выступать в Ставрополь, и там мы видим, что у неизвестного нам цирка «Европа», который круто себя разрекламировал, вложив много денег в раскрутку, бешеные аншлаги. А у нас — полупустой зал. Тогда я понял, что надо начинать работать по коммерческим принципам. Ставить новый свет и звук, показывать необычные трюки. Не бояться быть звездой. Вы даже не представляете, как нас с Аскольдом критиковали: мол, братья Запашные — выскочки, лучше бы они больше занимались манежем, чем сидели на радио и телевидении. Но в то время, как кто-то критикует нас с Аскольдом в интернете, мы репетируем. Как артисты мы выиграли уже пять международных цирковых фестивалей, получали везде только «золото».
[ image disabled ]
Эдгард Запашный и его младший брат Аскольд — народные артисты России. Представители четвертого поколения всемирно известной цирковой династии. Их прадед, Карл Томпсон, знаменитый клоун и эксцентрик, выступал в России под именем Мильтон. Дед, Михаил Запашный, был борцом и акробатом. Эдгард Запашный дебютировал на манеже в 1988 году в Риге. Занимался джигитовкой, акробатикой, жонглированием, дрессурой хищников. Вместе с братом унаследовал от отца, знаменитого дрессировщика Вальтера Запашного, аттракцион «Среди хищников» с тиграми и львами. Братья дважды вошли в Книгу рекордов Гиннесса с трюками «Самый длинный прыжок верхом на льве» (2006, Аскольд) и «Самая высокая колонна из трех человек на двух бегущих лошадях» (2011, Эдгард) ). В 2003 году Эдгард вместе с братом и матерью Татьяной Запашной учредил ООО «Цирк братьев Запашных», выпустившее несколько успешных цирковых шоу, в том числе «Камелот», «Садко», «Легенда», «К.У.К.Л.А».
[ image disabled ]
— И в ближайшее время полного перевоплощения в менеджера не будет? — Хочу оставаться артистом и выходить на манеж в ближайшие лет двадцать. Чувствую в себе силы, надеюсь, не будет травм. Кстати, на сентябрь мы с братом запланировали собственные выступления здесь, в Большом Московском цирке, — впервые за семь лет. С этим цирком в моей жизни многое связано. Я ни разу в жизни не был в здании Старого цирка Никулина на Цветном бульваре, все детство ходил только сюда. У нас и квартира была недалеко, в Новых Черемушках. И нынешний наш дом тоже недалеко. И Аскольд именно здесь впервые вышел на манеж и зашел ко льву вместе с нашим папой. Это было с 1991 на 1992 год, мы с братом играли главные роли в новогодней сказке «Снеговик берет заложников» — тогда это еще не звучало так зловеще. Помню, насколько это здание всегда меня манило своим великолепием и размерами. До сих пор, когда захожу в подвал и вижу, как под цирком двигаются манежи, удивляюсь, насколько все здесь грандиозно устроено. Но механизмы сделаны в 1973 году, их пора менять. На нашей первой в Большом цирке программе «Времена» мы не запланировали сложных смен манежа, побоялись, что он, не дай бог, зависнет в каком-то из положений, и все — представление встанет. К нам уже приезжали инженеры одной из ведущих конструкторских фирм Германии, специализация которой тяжелое оборудование. Мы им объяснили, что нам нужно поднимать 400 тонн. Они не поверили. Но когда я проводил их в подвал и показал бассейн на 350 кубов, поняли, что я не шутил, а переводчик не ошибся. Теперь ждем, что они скажут: во что это обойдется, придется ли закрывать цирк для замены оборудования и как его устанавливать — первоначально это делали, когда у здания еще не было крыши. В любом случае это потребует огромных затрат.
Запашных часто спрашивают об отношении к набирающему силу защитному движению, обвиняющему дрессировщиков в эксплуатации животных. Они отвечают, что животные у них уже сегодня благодаря ветеринарному уходу и питанию живут в два-три раза дольше, чем на воле. Хотя, конечно, российскому цирку еще только предстоит создать выступающим на манеже животным по-настоящему комфортные условия. Кстати, в интернете можно обнаружить видеозаписи встреч братьев Запашных с зоозащитниками разных российских городов. Их приглашают прямо на репетиции — чтобы лично убедились, что хищники в хорошей форме, сыты и благодушны.