Гляжу на настоятеля храма, расположенного рядом с домом. Ездит он на дорогой машине, довольный такой. Видимо, платят ему хорошо. А есть ли у священников зарплата, пенсия, трудовые книжки?
Отвечает иерей Николай (Куприянов): - Фиксированного оклада священнослужители не имеют. Как правило, оплата труда зависит от уровня дохода храма и количества прихожан. Понятно, что в Москве денег на порядок больше, чем в умирающем селе. Собранные пожертвования распределяются на зарплаты, ремонт и прочие нужды епархии.
Все священнослужители сегодня имеют трудовую книжку. Пенсию служителям церкви, так же как и мирянам, назначают в зависимости от трудового стажа. Так как заработки чаще всего небольшие, семьи у священников, как правило, многодетные, а матушки или не работают вовсе, или имеют небольшую ставку в церкви, где служит супруг, то многие священники стараются совмещать приходскую службу с другой работой - преподавателя духовной школы, сотрудника синодальных или епархиальных отделов. Некоторые священнослужители работают в тюрьмах и больницах. Не запрещается священникам работать учителем и в светских школах. К тому же служение священника не ограничивается пределами храма. Его могут вызвать к больному или умирающему. Рабочий день священника начинается в 7.00 и заканчивается не раньше 21.00. У служителей церкви нет официальных выходных.
В среднем оклад рядового московского батюшки — около 25 тысяч рублей. В зависимости от региона эта цифра может меняться. «Церковь — это часть народа. Если народ бедный, то и церковь бедная, если народ встает на ноги, то и Церковь встает», — говорит священник Леонид Калинин, настоятель московского храма Климента, папы Римского. Этот огромный собор в редком для Москвы стиле «рококо» достался ему несколько лет назад в полуразрушенном состоянии. Впрочем, отец Леонид известен как успешный реставратор, на его счету уже не один храм, поднятый из руин. «Кроме того, материальное благополучие прихода зависит и от многочисленности паствы», — подчеркивает он. Невероятно, но это так: Церковь действительно живет на пожертвования. Священник получает зарплату, которая выплачивается ему из тех денег, которые собирает его же храм. Ни епархия, ни Патриархия не имеют иных средств дохода, нежели отчисления с приходов (за исключением редких случаев епархиальных предприятий вроде свечных заводов). Почти две тысячи лет церковная экономика существует не как экономика прибавочного продукта или коммерческой прибыли, а как экономика личных и добровольных взносов. Источник: otsy.ru