Сегодня праздник!
"По народному календарю ночь с 6 на 7 июля - праздник Ивана Купалы, включающий много обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд и поверий.
Накануне праздника молодые люди обоего пола купаются в реках до захода солнца, в сумерки разводят костры на полянах и попарно, держась за руки, прыгают через них"
__________________________________ Куплю: чугунную панамку с дырочкой для косички
Если переполнен автобус: выдерни шнур и выдави соседа...
Ночь с 6 на 7 июля по народному календарю — праздник Ивана Купалы. Обе даты сливались в древней Руси еще и с 12 июля, днем Петра и Павла, в один большой праздник, наполненный огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
Сегодня, в день Аграфены Купальницы, например, обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день заготавливали веники на весь год. В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи» то есть мять их, валяясь по полосе. В день Аграфены Купальницы все девушки расхаживают в своих лучших нарядах по домам и говорят: «Умойте!» Это значит — подарите что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, серёжки и прочее.
Пожалуй, самым главным событием этого дня был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады» — написано в одной из книг начала ХIX века.
В народе свято верили в то, что накануне ночи на Ивана Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Ночью до восхода солнца рвали цветы Иван-да-Марья. Считалось, что если их положить в углы избы, то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.
Накануне Ивана Купала девушки гадали по травам:
1.Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый — «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»
2.В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось — в этом году замуж выйдешь.
3.Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
С праздником Ивана Купалы связана красивая древняя легенда о Купале и его сестре Костроме — детях языческих богов Семаргла и Купальницы. Давным-давно, в день рождения Купалы, прилетела к Ра-реке птица смерти Сирин.
Кто слушал ее сладкие песни, забывал обо всем на свете. Тайком от своей матери Купала и Кострома побежали послушать птицу. Тут-то и разлучила судьба брата и сестру. Купалу по велению Повелителя Тьмы Сирин унесла за тридевять земель. Прошло много лет. Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее головы венок. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. За похвальбу боги ее наказали. Ветер сорвал венок и унес на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Кострома не узнала родного брата, обычай же повелел им жениться. Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста узнали о том, что они — брат и сестра, и с горя утопились. Кострома стала русалкой, или — мавкой. Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок купала-да-мавка (Иван-да-Марья).
Эта сказка породила множество обычаев. Например, девушки плетут венки из одуванчиков и мать-и-мачехи и пускают по воде. Чей венок утонет — тому замуж не выйти, а если парень подберет — быть ему женихом.
В купальскую ночь можно выяснить, подходите ли вы с любимым друг другу. Накануне праздника молодые люди обоего пола купаются в реках до захода солнца, потом, в сумерки, разводят костры на полянах и попарно, держась за руки, прыгают через них. Если во время прыжка руки не разомкнутся, то паре предстоит соединиться в браке.
Вообще же, Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
Кроме того, ранним утром Ивана Купалы бабы «черпают росу», которая служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Считается, что травы и цветы, собранные в Иванов день, могут спасти дом от удара молнии, разжечь или, наоборот, остудить любовь.
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились.
Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь всё выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашается, перевернётся и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удаётся сделать это.
Говорят, что время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.
В народе считалось, что пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдёт как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним — стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице — и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка.
Стоит отметить, что праздник Ивана Купала не был присущ только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше — как Соботки, на Украине — Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный день.
__________________________________ Куплю: чугунную панамку с дырочкой для косички
Если переполнен автобус: выдерни шнур и выдави соседа...
А в некоторых городах (в Новосибирске, например) сложилась идиотская традиция. Детвора и молодняк ходят по улицам с ведрами воды и обливают всех подряд. Прохожих, водителей и пассажиров машин и общественного транспорта. В общем, в городе в этот день мокрые все. А в ночь накануне принято "колобродить", проще говоря, творится тотальный вандализм. Переворачиваются скамейки, ломаются таксофоны и все такое прочее. Правда, я не знаю, как стало сейчас, может, поутихло, но еще несколько лет назад разгул этой "молодецкой удали" был достаточно серьезным.
__________________________________ Если ты не в силах изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним.
так, сегодня праздник продолжается, плетём венки, самые красивые девы пускают венки в воду, дабы задобрить водяных дев - русалок, чтобы они не утащили никого на дно, разводим костёр, прыгаем через него во имя укрепления дружбы , ну и конечно обязательно купаемся, перед этим обойдя озеро вокруг 3 раза , ой , в папортник уже наверное бесполезно искать..., но за то травы целебно - волшебные , собираем...
Последний раз редактировалось: Светлана (Пятница, 07/07/2006, 14:45), всего редактировалось 1 раз
А в некоторых городах (в Новосибирске, например) сложилась идиотская традиция. Детвора и молодняк ходят по улицам с ведрами воды и обливают всех подряд. Прохожих, водителей и пассажиров машин и общественного транспорта. В общем, в городе в этот день мокрые все. А в ночь накануне принято "колобродить", проще говоря, творится тотальный вандализм. Переворачиваются скамейки, ломаются таксофоны и все такое прочее. Правда, я не знаю, как стало сейчас, может, поутихло, но еще несколько лет назад разгул этой "молодецкой удали" был достаточно серьезным.
В наших краях все культурнее бывало. Обливанием воды все заканчивалось. А вот с вандализмом в его более мягких проявлениях у нас был "старый новый год". (Знаете как прикольно когда жители соседнего села утром растаскивают свои ворота с центральной площади по домам)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах