http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/blogs/green-planet/blog/43813/
И вот результат: изменения в Градкодексе РФ , кардинальное изменение - федеральным законом регулируются отношения , связанные с разработкой и утверждением программ комплексного развития СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ( в том числе обращение с ТБО) вступают в силу в апреле, что интересно это принесет?
И вот еще Минприроды разработал проект стратегии обращения с ТБО, выкладываю простынь:
Проект
КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ
обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации
I. Общие положения
1. Предметом Комплексной стратегии обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации является множество отходов, которое можно определить как твердые бытовые (коммунальные) отходы (отходы потребления), образовавшиеся в результате потребления продукции физическими лицами, а также товары (продукция), использованные населением в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства. К твердым бытовым (коммунальным) отходам (далее – ТБО) относятся также аналогичные отходы потребления, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей.
2. Ежегодно в России образуется не менее 60 млн. тонн ТБО, что составляет не менее 400 кг отходов ТБО на 1 человека в год. В хозяйственный оборот вовлекаются только около 7-8 % собранных ТБО, остальной их объем направляется на захоронение. При этом система сбора и анализа статистической информации не в полной мере обеспечивает достоверность получаемых результатов в виду того, что применяются различные единицы
3. Население, являясь, по сути, собственником/образователем ТБО, не несет ответственности за их удаление.
4. Преобладание удаления ТБО посредством захоронения и нарушение экологических требований при их размещении ведет к следующим негативным воздействиям:
а) загрязнение и захламление земель;
б) загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными элементами, содержащимися в фильтрате, образующемся на полигонах захоронения ТБО;
в) выделение больших объемов биогаза, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения ТБО.
Кроме того безвозвратно теряются материальные и энергетические ресурсы, которые могли бы быть повторно использованы, в том числе в качестве сырья для производства ряда продукции (товаров).
5. Столь низкий процент переработки ТБО обусловлен рядом следующих причин:
а) ликвидирована система заготовки и переработки «вторичного сырья», которая функционировала в СССР;
б) скачкообразный рост потребления населением, особенно проживающих в городах продукции (товаров), которые после утраты своих потребительских свойств можно отнести к ТБО;
в) недостаточное развитие инфраструктуры по переработке и обезвреживанию образовавшихся отходов;
г) предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации механизм привлечения финансовых средств на создание инфраструктуры по удалению ТБО неэффективен.
6. Передача в 2004 г. полномочий по организации обращения с ТБО от субъектов Российской Федерации муниципалитетам ещё более усугубило ситуацию. Органы местного самоуправления:
а) испытывают недостаток финансовых средств для реализации должным образом данных полномочий;
б) располагают ограниченными возможностями по привлечению инвестиций;
в) не могут принимать решения межмуниципального характера при выборе способа удаления образующихся ТБО и учитывать геологические и физико-географические условия.
7. Комплексная стратегия представляет собой систему целей, задач, направлений и путей их осуществления, которые должны реализовываться в федеральных и региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, региональных программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, направленных на создание и обеспечение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТБО.
8. Комплексная стратегия основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 г. № 1102.
II. Главная цель, задачи, основные принципы и приоритеты комплексной стратегии обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации
9. Главной целью Комплексной стратегии является предотвращение вредного воздействия ТБО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения компонентов, содержащихся в них, в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
10. Достижение главной цели Комплексной стратегии обеспечивается решением следующих основных задач:
а) совершенствование нормативного правового регулирования деятельности по обращению с ТБО;
б) создание эффективной системы управления в области обращения с ТБО;
в) развитие инфраструктуры по раздельному сбору, использованию (утилизации), обезвреживанию и экологически безопасному размещению ТБО;
г) обеспечение экологической безопасности при сборе, обезвреживании, транспортировании и захоронении ТБО;
д) внедрение механизмов экономического стимулирования деятельности по обращению с ТБО;
е) развитие системы экологического образования, просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТБО;
ж) обеспечение сбора и представления достоверной информации о деятельности по обращению с ТБО.
III. Приоритеты, принципы и целевые показатели деятельности по обращению с ТБО
11. Комплексная стратегия должна быть основана на общепризнанной иерархии приоритетов государственной политики в области обращения с отходами (в порядке снижения приоритета):
а) предотвращение образования отходов в источнике их образования;
б) максимальное использование исходного сырья и материалов;
в) сокращение объёма образования и снижение класса опасности отходов;
г) предварительная подготовка к повторному использованию;
д) использование отходов;
е) другие операции в целях вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
ж) обезвреживание отходов;
з) размещение отходов экологически безопасным способом.
12. Основными принципами Комплексной стратегии являются:
а) соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
б) соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с ТБО;
в) участие каждого гражданина и всего населения в организации деятельности по минимизации количества ТБО и их негативного воздействия на окружающую среду;
г) неотвратимость наказания за нарушения при обращении с ТБО.
д) предотвращение загрязнения компонентов природной среды твердыми бытовыми отходами;
е) рациональное использование природных и иных материальных ресурсов содержащихся в потребляемой продукции (товарах).
13. Целевыми показателями, характеризующими деятельность по обращению с ТБО, являются:
а) количество образующихся ТБО (календарный год, кг (т));
б) количество образования ТБО на душу населения (календарный год, кг (т));
в) количество ТБО, направляемых на захоронение (календарный год, кг (т));
г) доля использованных ТБО в общем объеме образовавшихся ТБО (календарный год, проценты);
д) доля ТБО, используемых для производства тепловой и электрической энергии к общему объёму отходов (календарный год, проценты);
е) другие показатели, установленные в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
IV. Основные направления реализации Комплексной стратегии
14. Основными направлениями нормативно-правового регулирования деятельностью по обращению с ТБО являются:
а) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации Комплексной стратегии;
б) создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы норм и правил, регулирующих деятельность по обращению с ТБО, в законодательстве Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды;
в) снижение административных барьеров в сфере обращения с ТБО;
г) введение запрета на захоронение ТБО без их предварительной сортировки на компоненты, подлежащие утилизации (использованию);
д) установление номенклатурного перечня компонентов, входящих в состав ТБО, которые подлежат утилизации (переработке);
е) введение запрета на захоронение, как на федеральном, так и региональном уровнях для компонентов, которые могут быть извлечены из ТБО и которые подлежат утилизации (использованию);
ж) установление правил и экологических требований по организации сбора ТБО с разделением на разные виды, включая сортировку определенной части отходов у источника образования, с целью увеличения объемов утилизации (использования) и снижения затрат на утилизацию (использование);
з) ограничение на строительство и ввод в эксплуатацию полигонов для захоронения ТБО;
и) поэтапное введение запрета на захоронение в объектах, не соответствующих установленным экологическим требованиям к обустройству и эксплуатации объектов размещения ТБО;
к) установление требований по экологически обоснованному обращению с группами однородных отходов;
л) совершенствование системы учета образующихся ТБО;
м) усиление ответственности за нарушения установленных требований при обращении с ТБО и обеспечение неотвратимости наказания за такие правонарушения;
н) совершенствование системы тарифного регулирования при обращении с ТБО, предоставляющей возможность населению выбора способа удаления ТБО;
о) установление критерия оценки эффективности деятельности соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (показатель «Доля использованных ТБО в общем объеме образовавшихся ТБО»).
15. Основными направлениями создания эффективной системы управления в области обращения с ТБО являются:
а) перераспределение и разграничение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (муниципальных районов и городских округов) по организации обращения с ТБО;
б) формирование замкнутых циклов обращения с компонентами, входящими в состав ТБО и подлежащими утилизации (использованию);
в) принятие региональных программ в области обращения с отходами, включающие следующие мероприятия:
баланс количественных характеристик образования, утилизации (использования), обезвреживания, размещения ТБО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (с периодическим обновлением не реже, чем один раз в пять лет);
значения целевых показателей в области обращения с ТБО, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
перечень мероприятий в области обращения с ТБО с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;
информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с ТБО.
г) включение в схемы территориального планирования объектов инфраструктуры, предоставляющих населению услуги по удалению ТБО и обеспечивающие их использование (утилизацию);
д) принятие программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества ТБО, направляемых на захоронение.
16. Основными направлениями развития инфраструктуры по раздельному сбору, использованию (утилизации), обезвреживанию и экологически безопасному размещению ТБО являются:
а) строительство и развитие межрегиональных и межмуниципальных транспортно-логистических объектов для удаления ТБО (обустроенные площадки для сбора (в том числе раздельного) и накопления ТБО, станции перегрузки ТБО, мусоросортировочные станции);
б) строительство и развитие межрегиональных и межмуниципальных центров сбора компонентов, входящих в состав ТБО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
в) строительство и развитие межрегиональных и межмуниципальных объектов по утилизации (использованию) ТБО;
г) строительство и развитие с учетом мнения населения вне селитебных территорий объектов по обезвреживанию ТБО:
для получения тепловой и электрической энергии;
для получения метана при обработке органических компонентов, входящих в состав ТБО.
д) строительство и развитие межрегиональных и межмуниципальных экологически безопасных полигонов захоронения ТБО.
17. Основными направлениями обеспечения экологической безопасности при сборе, обезвреживании, транспортировании и захоронении ТБО являются:
а) установление экологических требований к сбору, обезвреживанию, транспортированию и размещению ТБО, а также отдельных компонентов ТБО (ртутные энергосберегающие лампы, электротехнические изделия и др.);
б) обеспечения при невозможности утилизации (использования) преимущественного обезвреживания ТБО перед захоронением или извлечения из них опасных компонентов (на этапе сбора, сортировки ТБО или непосредственно перед захоронением);
в) разработка экологических требований к проектированию, эксплуатации и рекультивации объектов размещения ТБО, направленных на минимизацию их воздействия на окружающую среду таких объектов;
г) обязательная организация рекультивации объектов размещения ТБО после окончания их эксплуатации и осуществление мониторинга за их состоянием в соответствии с действующим законодательством;
д) применение биоразлагаемых материалов, получаемых из возобновляемого органического сырья, при производстве упаковки продукции (товаров), взамен трудно разлагаемых и получаемых из невозобновляемых источников сырья;
е) применение тары и упаковки многоразового использования для упаковки товаров (продукции);
ж) ликвидация свалок и полигонов захоронения ТБО, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
18. Основными направлениями внедрения механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ТБО должны включать:
а) установление тарифа, зависящего от целевого направления удаления отходов (самый высокий тариф - на захоронение, самый низкий тариф - на повторное использование);
б) разделение тарифов на транспортировку и на использование (утилизацию) ТБО, в зависимости от предварительной подготовки ТБО (сортированные и несортированные отходы);
в) снижение тарифа на использование (утилизацию) ТБО путем формирования и развития системы разделения ТБО по видам фракций при их накоплении, сборе и транспортировании как базового направления сокращения производственных расходов перерабатывающих предприятий;
г) установление общепризнанного принципа «расширенной ответственности производителя» и порядка его реализации, предусматривающего возможность:
самостоятельного исполнения производителем (импортером) товаров (продукции);
передачу своих обязательств другим лицам путем уплаты «экологических сборов» или внедрения залоговых механизмов для отдельных групп товаров (продукции);
д) установление дифференцированных земельных налогов при размещении объектов для удаления и переработки ТБО на землях находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и наземлях, находяхся в муниципальной собственности;
е) установление норм образования отходов на душу населения (кг/т год);
ж) формирование специальных инструментов аккумулирования финансовых средств за счет реализации принципа «расширенной ответственности производителя» для субсидирования строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры по удалению и переработке ТБО;
з) совершенствование системы нормативов платы за размещение отходов;
и) снижение платы за размещение отходов на величину затрат внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования, а также использование образованных отходов для производства продукции, проведения работ, оказания услуг;
к) поощрение активного участия общественности в схемах сбора, транспортировки и использования (утилизации) компонентов ТБО, которые подлежат использованию (утилизации).
19. Основными направлениями развития системы экологического образования, просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТБО являются:
а) развитие у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, ресурсосберегающего отношения при потреблении товаров (продукции), в том числе направленного на экономию ресурсов;
б) внедрение инновационных методов информационной и пропагандистской работы с населением по вопросам обращения с ТБО;
в) государственная поддержка издания литературы, направленной на образование и просвещение в области обращения с отходами;
г) формирование и повышение экологической культуры, начиная от воспитанников детских садов, учащихся и студентов образовательных учреждений до специалистов предприятий и организаций, а также органов государственного и муниципального управления;
д) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
е) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;
ж) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
з) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.
20. Основными направлениями обеспечения сбора и представления достоверной информации о деятельности по обращению с ТБО являются:
а) на товары (продукцию) в упаковке и без упаковки в соответствии с принятыми международными стандартами специальной маркировки («экомаркировка») в целях:
повышения экологических характеристик продуктов и услуг, а также расширения для потребителей возможностей выбора менее вредных для окружающей среды продуктов при принятии решения о покупке, путем предоставления понятной информации;
принятия производителями решений относительно разработки новых или усовершенствования существующих товаров (продукции) и упаковки к ним;
указания предпочтительного способа удаления;
упрощения процесса раздельного сбора отходов после утраты такими товарами (продукцией) своих потребительских свойств;
б) проведение информационных и агитационных кампаний для потребителей в целях повышения информированности жителей о способах минимизации образования отходов, способах их удаления и переработки (утилизации);
в) организация доступа всех слоев общества к информации о межрегиональных и межмуниципальных центрах сбора компонентов, входящих в состав ТБО, которые могут быть использованы (утилизированы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
г) введение обязанности по периодической публикации предприятиями по использованию (утилизации) ТБО отчетов о проводимой ими природоохранной деятельности;
ж) издание, распространение и размещение в местах массового пребывания населения информационных брошюр, листовок, плакатов, разъясняющих правила раздельного сбора отходов;
з) гармонизации системы статистического учета с европейским классификатором направлений природоохранной деятельности;
и) совершенствование системы федерального государственного статистического наблюдения в области обращения с ТБО, включая использование единых единиц измерения (кг(т)).
V. Ресурсное обеспечение реализации Комплексной стратегии
21. Финансирование реализации комплексной стратегии обращения с ТБО осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, включая финансовые средства, поступающие от реализации принципа «расширенной ответственности производителя».
VI. Этапы реализации Комплексной стратегии
22. 1 этап – проведение институциональных изменений в управлении ТБО и совершенствование нормативной правовой базы и механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ТБО для реализации Комплексной стратегии – 2013-2014 годы.
23. 2 этап – создание и развитие материально-технической базы, методического, информационного обеспечения, развитие системы экологического воспитания и образования – 2014-2020 годы.
24. 3 этап – достижение значений целевых показателей и показателей задач, установленных в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности – 2020-2030 годы.
Добавлено спустя 8 минут 43 секунды:
| viktory_1 , цитата: |
г) строительство и развитие с учетом мнения населения вне селитебных территорий объектов по обезвреживанию ТБО: |
Здорово, я одобряю эту стратегию