Отнять и поделить
Россия возвращается к принципу "отнять и поделить"
Правительственная "Стратегия-2020" может лишить россиян стимулов к добросовестному труду
2011-10-31 / Анастасия Башкатова
После выборов пособия малообеспеченным гражданам, вероятно, будут выплачиваться за счет сокращения доходов ветеранов труда и других льготных категорий населения. Об этом «НГ» стало известно от разработчиков «Стратегии-2020», которые по указанию властей должны изыскать резервы внутри системы социальной защиты для преодоления бедности. Первыми ежемесячных выплат могут лишиться те ветераны, которые не смогут доказать, что их доход ниже двух прожиточных минимумов. Эксперты «НГ» называют перераспределение социальных выплат поддержкой нищих за счет бедных и отмечают ее деструктивные последствия: граждане лишаются стимулов к труду и к отчислениям в пенсионную систему.
Российские чиновники пытаются освободить госбюджет от социальной нагрузки – борьбы с бедностью. Для этого предполагается сделать условными социальные и ветеранские выплаты, получатели которых должны будут доказывать свои низкие доходы. В противном случае выплата ветеранской доплаты должна быть отменена.
Внутри социальной системы самым безболезненным вариантом перераспределения средств, по мнению экономистов, оказался следующий: отменить выплату пособий ветеранам труда, имеющим доход свыше двух прожиточных минимумов. В России насчитывается порядка 10 млн. ветеранов труда, и 10% среди них имеют индивидуальные доходы выше двух прожиточных минимумов. Они получают около 500 руб. в качестве ежемесячных денежных выплат, и примерно во столько же обходятся все другие их льготы. Экономия на таких ветеранах труда будет давать бюджету ежегодно дополнительные 10 млрд. руб. в ценах 2009 года. К слову, по расчетам некоторых депутатов, эта сумма сопоставима с переплатой бюджета за закупку иномарок для чиновников. За год она составила около 6 млрд. руб.
Еще больше – около 30 млрд. руб. ежегодно – можно будет сэкономить «за счет усиления процедур контроля доходов и введения социального контракта». Другими словами, для получения льготы гражданину надо будет доказать, что он действительно нуждается в ней. При этом потребуется составление социального контракта, выполнение которого будет контролироваться. В качестве примера можно назвать западный вариант – когда пособие по безработице исключает возможности гражданина где-то временно подрабатывать.
Такие меры борьбы с бедностью за счет самих бедных были сформулированы в группе разработчиков «Стратегии-2020» в конце прошлой недели (группа № 9). Напомним, что осенью 2008 года премьер Владимир Путин утвердил долгосрочную стратегию экономического развития РФ до 2020 года. Базовые цели разработанной в Минэкономразвития «Стратегии» – динамичное развитие экономики и повышение уровня жизни граждан. Глобальный экономический кризис поставил правительство перед необходимостью пересмотреть параметры «Стратегии», оставив, однако, неизменными базовые цели. В начале 2011 года премьер поручил правительству обновить стратегический документ. Для этого была создана 21 рабочая экспертная группа по разным направлениям – от реформы пенсионной системы до повышения эффективности госинвестиций. Экспертными группами руководят ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау. В правительстве за обновление «Стратегии» отвечает первый вице-премьер Игорь Шувалов. Власти никогда не пускали разработку «Стратегии» на самотек, они всегда формулировали для разработчиков ясные указания.
Например, разработчики признаются, что им было указано сверху максимально исключить из рассмотрения политические реформы. Теперь социологам, по их словам, озвучили новое указание – изыскать для борьбы с бедностью ресурсы внутри самой социальной системы.
В конце прошлой недели прошло заседание девятой экспертной группы, посвященное сокращению неравенства в России. По данным социологов, уровень бедности среди семей с детьми в 1,4 раза выше, чем в среднем по стране. Поэтому борьбу с бедностью надо начать прежде всего с малоимущих семей с детьми. По словам замдиректора Независимого института социальной политики Лилии Овчаровой, сейчас средний по стране размер пособия для детей из бедных семей составляет 300 руб., это лишь около 5% от уровня прожиточного минимума ребенка. В «Стратегии» поставлена задача повысить к 2020 году максимальный размер пособия до половины прожиточного минимума ребенка, то есть увеличить пособие в 10 раз. «Перед экспертами была поставлена задача поиска денег внутри самой системы социальной защиты», – поясняет «НГ» Овчарова.
Опрошенные «НГ» эксперты не увидели ничего хорошего в обсуждаемых идеях. Член думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева увидела в предложенной схеме, как она сказала, излюбленный властями прием – «взять у бедных и отдать нищим». По мнению Дмитриевой, надо понимать, что такая жесткая мера коснется не единиц, а фактически большинства пенсионеров. Формально прожиточный минимум занижен, и это оборачивается тем, что очень многие пенсионеры продолжают работать, и сумма их доходов превышает два прожиточных минимума. Более того, в ней учитываются не только сами по себе выплаты, но и льготы. Значит, отмена той или иной льготы – например, льготного проезда или льготной оплаты коммунальных услуг – может коснуться очень многих пенсионеров.
Власти уверены, что среди пенсионеров и ветеранов труда есть свои богачи.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Эксперты увидели фундаментальный порок в такой логике властей, когда среди бедных находится условно богатый и к его скудным доходам применяется принцип «отнять и поделить». Это может обернуться отрицательным эффектом – полной дестимуляцией работника. Такая мера может лишить стимулов к добросовестному труду и к отчислениям в пенсионную систему, поскольку качественный труд и высокие пенсионные отчисления становятся бессмысленными. Такое поведение буквально наказывается дальнейшим перераспределением честно заработных пособий в пользу других категорий льготников. При этом власти фактически снимают с федерального и региональных бюджетов ответственность за материальное положение социально незащищенных граждан и перекладывают ее на почти таких же малообеспеченных граждан.
Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин обратил внимание на то, что «ветеран труда – это не только социальные выплаты, это еще и статус». И в данном случае льгота воспринимается пенсионером не как подаяние государства, а как заслуженная награда за долгую изнурительную работу во благо страны и экономики. И если какой-то части ветеранов труда сказать, что им, несмотря на статус, не положены пособия или льготы, то это будет «расценено как очень сильное неуважение». Повторится история с монетизацией льгот, когда началась мощная волна возмущений, которую удалось погасить лишь компенсацией потерь граждан из бюджета. Кроме того, Макаркин замечает, что проведенная черта – два прожиточных минимума – «это мало». Конечно, пенсионер, имея доходы свыше двух прожиточных минимумов, может быть, и не находится на грани голодной смерти, но он все же нуждается в преференциях, в его семейном бюджете очень важную роль играют льготы – например, на проезд. Без этих льгот ему придется очень сильно ужать свой бюджет.
По мнению политолога, сам факт обсуждения такого механизма перераспределения – тревожный признак: «Такое ощущение, что сейчас со льготами и выплатами ситуация становится все более напряженной. Возникают подобного рода идеи, что надо на ком-то сэкономить. И вопрос лишь в том, когда эти идеи реализуют». По мнению Макаркина, на данном этапе точкой отсчета, до которой нельзя реализовывать жесткие реформы, а после которой можно, являются уже не столько выборы-2012, сколько колебания нефтяных цен. Эксперт напомнил: ранее активно обсуждалась идея нового «правительства камикадзе», которое после выборов начнет проводить непопулярную политику. Таким правительством могло стать правительство, возглавляемое экс-министром финансов Алексеем Кудриным или его единомышленником. Но выбор был сделан в пользу действующего президента Дмитрия Медведева. Это значит, что с принятием жестких реформ власти решили повременить. «Сейчас с учетом фактора Медведева, который очень не любит принимать непопулярные решения, реализация подобных мер может быть отложена», – говорит Макаркин. Однако все это вовсе не доказывает, что жесткие реформы вообще не будут приняты. Стоит нефти начать дешеветь, как власти включат режим экономии.
http://www.ng.ru/economics/2011-10-31/1_strategy2020.html
Добавлено спустя 1 час 40 минут 25 секунд:
...у нас ловушка бедности - это рождение ребенка ...
Овчарова: Детские пособия надо увеличить за счет сокращения выплат ветеранам труда
15:01 28/10/2011
Мониторинг бедности в России не соответствует стандартам постиндустриальных стран, считает заместитель директора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова на заседании группы №9 по доработке «Стратегии-2020» «Бедность в современной России: приоритеты политики и мониторинга».
Наша бедность выглядит не так уж плохо на фоне других стран, если использовать в мониторинге разные подходы к измерению бедности, уверена она, в том числе эквивалентные шкалы - сопоставление доходов по семьям с разным количеством человек. Политики должны понимать, какими инструментами они пользуются, когда обсуждают социальные проблемы, сказала Овчарова.
Она отметила, что в результате исследования института, совмещающего абсолютный, монетарный, относительный немонетарный и субъективный немонетарный подходы, выяснилось, что в России сокращается денежная бедность, при этом не сокращается депривационная (бедность как испытываемые лишения) и субъективная бедность (оценка населением своего материального положения как неудовлетворительного). «Лидерами по депривационной бедности оказались пенсионеры, лидерами по денежной бедности - семьи с детьми. Причина депривационной бедности - недоступность социальных услуг», - сказала эксперт. Также исследование показало, что основные проблемы бедности сейчас формируются на рынке труда. «В первую очередь, это связано с низкой зарплатой и отсутствием рабочих мест для трудоспособных граждан», - заметила Овчарова. «Согласно апрельским данным 2011 г., 13% занятых на крупных и средних предприятиях получают зарплату ниже прожиточного минимума», - сказала она. Зарплату в промежутке от одного до двух прожиточных минимумов получают 28,9% занятых на средних и крупных предприятиях. При этом зарплата на малых предприятиях составляет до 60% от ЗП крупных и средних предприятий.
По данным исследования, дефицит доходов населения в 2010 году составил 393,5 млрд.руб. Эта цифра была получена на основе данных о группах населения, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума. По данным на первый квартал 2011, прожиточный минимум на душу населения в Российской федерации составил 6505 рублей.
Овчарова предложила поднять зарплаты всем работающим до 1,5 прожиточных минимумов, всем работающим с высшим образованием - до двух прожиточных минимумов. Также предлагается развить систему пособий для детей из бедных семей на основе категориальных критериев (по количеству детей), организовать помощь на основе социального контракта.
«Максимальный размер пособия на ребенка должен составлять половину прожиточного минимума ребенка (это более 3 тысяч рублей)», - сказала Овчарова. Таким образом, за счет пособия индивидуальный доход ребенка, складывающийся из среднедушевых доходов семьи и пособия, увеличивается до прожиточного минимума, при ограничении максимального размера пособий 0,5 ПМ – минимальные расходы на обеспечение питания и самой дешевой одеждой.
Ресурсы на внедрение данного пособия берутся за счет сжатия программы категориальных льгот за счет окончательной монетизации, индексации ниже инфляции, отмены льгот для работающих пенсионеров - это можно делать постепенно, например, если зарплата и пенсия превышает 3 ПМ, затем 2 ПМ, затем 1,5 ПМ; а также за счет ужесточения правил входа для вновь вступающих (предоставлять льготы только бедным).
В целом, «если считать по ценам 2009 года, расходы на программу социальной защиты групп с максимальными рисками за 10 лет увеличатся в 4 раза», - отметила она. Эксперты предлагают ежегодно увеличивать эти расходы на 15% - до 160 млрд. рублей в год.
Согласно предложенной программе, дефицит доходов снизится на 30% от базового уровня ( по ценам 2009 г.). Источники увеличения расходов: если категориальные выплаты ветеранам труда предоставлять только при условии, что их индивидуальные доходы не превышают 2 ПМ, то в год можно экономить около 10 млрд. руб. в ценах 2009 г. "У нас 9 млн. 815 тыс. 948 ветеранов труда, порядка 10% среди них имеют индивидуальные доходы выше 2ПМ, они получают по 467 руб. ежемесячно ЕДВ, примерно во столько обходятся еще все другие льготы", - говорится в программе. Если еще «мягко прижать расходы» на другие категории, можно еще набрать порядка 5 млрд. руб. в год. За счет усиления процедур контроля доходов и введения социального контракта можно сэкономить порядка 30 млрд. руб.
"Придется принимать политические решения и сокращать льготы другим категориям граждан", - считает Овчарова.
По ее словам, система социальной защиты должна быть ориентирована на дифференциацию мер, поддержку групп с максимальными рисками, сочетание категориально-доходных критериев отбора целевой группы, на реализацию потенциала самообеспечения.
Как отметили присутствующие на обсуждении доклада эксперты, без решения проблемы искусственного вздутия цен на продукты и жилье проблему бедности решить не получится и в первую очередь необходимо озаботиться проблемой ценообразования в России. Кроме того, необходимо ответить на вопрос, как защитить население от крайней бедности и при этом избежать иждивенческих настроений. "Если у нас ловушка бедности - это рождение ребенка в семье, то в США, к примеру, - ловушка - это иждивенческие настроения", - отметила Овчарова.
http://strategy2020.rian.ru/news/20111028/366187074.html
-------------