Обманутые инвесторы СУ-155. Описание ситуации
27.06.06
Обманутые инвесторы СУ-155. Описание ситуации
СУ-155 рапортует о рекордных сроках сдачи библиотеки МГУ, а ее собственные обманутые инвесторы живут «на улице». Почему СУ-155 поручают достраивать дома за других застройщиков, не выполнивших свои обязательства перед своими инвесторами?
Приводим описание ситуации от инициативной группы пострадавших:
Пошел уже 3-й год ожидания покупателями своих полностью оплаченных квартир по строительному адресу: Москва, Зеленый проспект, владения 20 – 24. Для застройщика – крупнейшей московской строительной компании ЗАО «СУ №155» - задержки со сроками являются обычной практикой. Только недавно прекратились митинги возмущенных жильцов в жилом комплексе «Трехгорка», однако дома на Зеленом СУ-155 строит еще дольше!
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28 августа 2001 г. №801-ПП «О финансировании и строительстве жилого комплекса с объектом "4129" и встроенными нежилыми помещениями управления по делам ГО и ЧС восточного административного округа во вл. 20-24 по Зеленому проспекту» Закрытое акционерное общество "Строительное управление №155" (ЗАО "СУ-155") должно было построить в 2001 – 2003 годах жилой комплекс по адресу Зеленый проспект, владения 20-24.
ЗАО «СУ-155» в 2002 – 2003 годах начало реализацию квартир частным лицам в данных домах, указывая в рекламных и информационных материалах, а также в информации на своем интернет-сайте, что дома будут сданы ГК в 4-м квартале 2003 года (владение 20) и во 2-м квартале 2004 года (владение 24). Та же информация распространялась многочисленными агентствами недвижимости, привлеченными ЗАО «СУ-155» для реализации квартир («МИАН», «Отделстрой», «МГСН», «Приват», КТ «СУ-155 и Компания», «Компания Монблан» и др.).
Однако, после того как практически все из почти 700 квартир были распроданы, СУ 155 стало вести строительство домов чрезвычайно низкими темпами, многократно строительные работы просто приостанавливались, месяцами рабочие не выходили на стройплощадку. При этом покупателям квартир были разосланы письма, в которых СУ 155 в одностороннем порядке устанавливало новый срок сдачи квартир: 2-й квартал 2005 года.
В ответ на устные обращения покупателей СУ-155 в то время давало обещания достроить и сдать дома в течение ближайших месяцев, а затем, когда и эти сроки нарушались – опять в течение следующих ближайших месяцев.
К настоящему моменту абсолютно все из множества обещанных сроков строительства и сдачи домов сорваны, и никто из покупателей не знает, получит ли он свою оплаченную собственность и когда это произойдет.
У многих купивших квартиры также вызывает обеспокоенность тот факт, что по опыту других объектов, возводимых СУ-155, даже после завершения строительства и сдачи ГК, СУ-155 годами не оформляет собственность покупателей, передавая построенные дома во временное управление своей «карманной» Ассоциации товариществ собственников жилья "ДЭЗ" (АТСЖ "ДЭЗ"), используя это время для поборов за якобы оказываемые «услуги по заселению», навязываемую «разработку проекта электрики» или «страхование».
Учитывая, что в городе Москве и Подмосковье участились случаи мошенничества строительных организаций, привлекающих средства на строительство жилых домов-новостроек, мы предполагаем, что столкнулись с одним из проявлений такой незаконной деятельности. Публично разместив во множестве источников и прорекламировав условия для покупателей квартир, СУ-155 после привлечения денежных средств населения не предприняло должных мер по выполнению обещанных работ и, по всей вероятности, использовало собранные с москвичей десятки миллионов долларов для вложений в другие свои проекты.
За это время компания СУ-155 взялась за строительство домов в Павшинской пойме, Трехгорке, Кожухово, библиотеки МГУ им. Ломоносова и др. Некоторые из этих объектов построены раньше, чем дома на Зеленом, несмотря на то, что их строительство было начато позже и, видимо, финансировалось в том числе и из средств, собранных у покупателей квартир на Зеленом проспекте. Это может означать, что по сути СУ-155 организовал в каких-то своих интересах строительно-финансовую «пирамиду».
Это также позволяет предположить, что истинной целью группы лиц, возглавляющих СУ 155, было незаконное обогащение в особо крупном размере за счет пользования чужими деньгами путем преднамеренного введения в заблуждение и злоупотребления доверием.
Ситуацию с отстаиванием покупателями своих прав осложняет то, что при оформлении квартир СУ-155 навязывало так называемую «вексельную схему», при которой у покупателя на руках оказывались договора, не обещающие ни конкретных сроков, ни четко зафиксированного назначения платежа. Покупателям квартир де-юре продавался вексель некой «дочки» СУ-155 – КТ «СУ-155 и Компания» и предварительный договор. С этими документами в суд не пойдешь, а многие даже просто боятся высказывать открыто свое возмущение, опасаясь, что эта хрупкая «схема» рассыплется или рухнет «пирамида» СУ-155.
Тем не менее, обманутые покупатели квартир обращались с жалобами в различные московские и федеральные инстанции и контрольные органы. Среди них: Управа района Новогиреево, Префектура ВАО, Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Управление Правительства Москвы по экономической безопасности, Главное управление государственного финансового контроля, Мэр Москвы, Московская городская Дума, Московское управление Федеральной антимонопольной службы России, Территориальное управление Роспотребнадзора, Управление Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Государственная Дума, Прокуратура города Москвы, Главное управление внутренних дел города Москвы, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Однако большинство из вышеназванных организаций не ответили на коллективные обращения, а остальные отделались лишь отписками!
Удивление вызывает тот факт, что исходя из писем Префектуры ВАО, как оказывается, оба дома приняты государственной комиссией соответственно в июне и ноябре 2005 года, а дом вл. 20 даже введен в эксплуатацию еще в сентябре 2005 года! Однако, не нужно быть экспертом в строительстве, чтобы, побывав на стройплощадке увидеть, что строительные работы еще ведутся и не снято даже строительное ограждение. Каким образом были приняты эти дома и как были подписаны эти документы о приемке остается загадкой.
При этом даже если действовать в соответствии с буквой документов, то согласно п. 4.3. инвестиционного контракта №ДЖП.03.ВАО.00456 от 07.07.2003 между Правительством Москвы и ЗАО «СУ-№155» регистрация имущественных прав должна была быть осуществлена в срок не более 3-х месяцев. Однако до сих пор никто из будущих жильцов не знает, когда они получат свидетельства о собственности.
Обещания о выдаче ключей СУ-155 раздавал покупателям с лета 2005 года, назначая ее каждый раз на ближайший месяц-два и каждый же раз срывая и перенося этот срок. На настоящее время никто из покупателей во владении 24 не получил ключей от своей квартиры.
Сроки получения ключей постоянно отодвигаются по непонятным причинам. Последняя обещанная дата – 30 апреля 2006 года уже прошла, а вслед за ней прошла еще одна последняя дата, указанная Префектурой ВАО – 22 мая 25 мая инициативная группа настояла на проведении в СУ-155 очередного совещания. Никто из представителей ЗАО «СУ-155 на это совещание не явился, прислав вместо себя подрядные организации. Они вынуждены были извиниться перед покупателями за еще один срыв срока завершения строительства и назвали другой, но судя по разбросанным стройматериалам вокруг дома и списку незавершенных работ до выдачи ключей должен пройти еще не один день.
Что касается собственности – то обещания СУ-155 еще более туманны и расплывчаты. Называются сроки – до полутора лет!!! Иными словами, СУ-155 обещает оформить квартиры в собственность не раньше 2008 года вместо обещанного 1-го квартала 2005 года.
Жильцы дома задают вопрос – а так ли надежно СУ-155? Ждать полтора года и сидеть на иголках – лопнет СУ-155 или нет – эта перспектива совсем не радует соинвесторов.
Со стороны может показаться, что Правительство Москвы и руководство СУ-155 идет на контакт с представителями инициативной группы. Однако обещания тонут в бюрократической машине и между словом и делом оказывается большая пропасть.
За примерами ходить не надо.
28 апреля в мэрии г. Москвы в комитете по экономической безопасности проходило совещание с участием Корасака А.Б., представителей СУ-155, префектуры ВАО инициативной группы. На этом совещании прозвучало очередное обещание СУ-155 о сроках завершения сроительства.
Очередной срыв данных сроков выглядит уже не просто издевательством над соинвесторами, вложившими 3 года назад деньги в панельный дом. Вызывает удивление другое – данное обещание и, соответственно, его срыв делалось в присутствии самых высоких чинов руководства мэрии г.Москвы.
Кто же может повлиять на застройщика в сложившейся системе отношений?
Думается, такое затяжное строительство велось не без санкций или молчаливого согласия ответственных чиновников г. Москвы.
Конечно, у СУ-155 есть оправдание по срывам всех мыслимых и немыслимых сроков строительства. Оказывается, это произошло из-за того, что ”была изменена комплексная схема энергоснабжения застройки”. Оставим в стороне вопросы – почему она изменяется уже в процессе строительства и после окончания ”этапа сбора денег с покупателей квартир”. Не будем уточнять фамилии московских чиновников и их ответственность, а точнее безответственность, за подписание бумаг по изменению проекта.
Важно другое.
При общении будущих жильцов с депутатами Московской и Государственной Думы создается ощущение, что они пишут неплохие законы и задача исполнительной власти их исполнять, а задача граждан – требовать от власти их исполнения. И тогда все будет хорошо.
При общении с ответственными представителями Префектуры и Правительства Москвы – что они делают все возможное, но по закону не могут значимо повлиять на застройщика. Т.е. мало рычагов воздействия.
А при общении с застройщиком у того находится 1000 и 1 причина задержек строительства среди которых и “несвоевременное финансирование” доли города в инвестиционном контракте и разрешение от стройкомплекса Москвы на перенос сроков строительства из-за “найденных грунтовых вод”.
Правоохранительные органы не видят признаков состава преступления.
В результате никто не несет никакой ответственности за срыв сроков перед покупателями квартир.
Вот и остаются они одни в чистом поле. Полностью бесправные до получения права собственности.
Многие жильцы доведены до отчаяния, так как они не видят реальных действий, направленных на то, чтобы дать им возможность вселиться в свои квартиры. Многие взяли кредит на квартиру или в ожидании своей оплаченной квартиры сейчас живут на съемных, неся каждый новый месяц ожидания серьезные затраты.
СУ-155 рапортует о рекордных сроках сдачи библиотеки МГУ, а люди из-за такого пренебрежительного отношения живут «на улице». Почему СУ-155 поручают достраивать дома за других застройщиков, не выполнивших свои обязательства перед инвесторами, при том, что у СУ-155 есть собственные неисполненные обязательства перед покупателями?
Контактное лицо по проблеме:
Светлана Калашникова
reestr@narod.co.il
"Оргкомитет пострадавших соинвесторов" - координатор